Меню
16+

Пиндушское городское поселение

12.09.2017 08:30 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Применение риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного земельного надзора

Одной из важных задач, стоящих перед  Управлением в настоящее время, является повышение эффективности государственного контроля и надзора, снижение административного воздействия в ходе осуществляемых контрольных мероприятий.

Основная тема, которая на протяжении последних лет активно обсуждается всеми заинтересованными сторонами — это глобальная реформа государственного контроля и надзора и внедрение так называемой риск-ориентированной модели, а также серьезная работа с соблюдением обязательных требований законодательства, которые проверяются в рамках этого контроля...

Мировой опыт использования риск-ориентированного подхода свидетельствует, что его применение позволило сократить общее количество проверок от 30 до 90 процентов, а отдельные категории бизнеса и вовсе освободить от необходимости прохождения плановых проверок. При этом было обеспечено сохранение или даже повышение уровня безопасности в подконтрольной сфере.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.04.2016 г. № 559-р утвержден План мероприятий («дорожная карта») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016 — 2017 годы, который направлен на повышение результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, в том числе посредством внедрения в деятельность контрольно-надзорных органов риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении контрольно-надзорной деятельности.

Значительная часть мероприятий «дорожной карты» направлена на переход от применения всеобъемлющего контроля (надзора) к дифференцированному подходу в планировании проверок в зависимости от уровня риска причинения подконтрольными субъектами вреда охраняемым общественным отношениям. Проще говоря – проверяются те подконтрольные субъекты, которые в случае нарушение законных требований при осуществлении своей деятельности могут нанести существенный ущерб жизни, здоровью людей, окружающей среде и т.п. Тенденции к изменению подхода к осуществлению контрольно-надзорной деятельности не обошли стороной и сферу земельных правоотношений.

Так в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.08.2017 г. №943 введен риск-ориентированный подход при осуществлении Росреестром и его территориальными органами плановых мероприятий по государственному земельному надзору в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Итак, что же необходимо теперь учитывать Росреестру и его территориальным органам в случае формирования плана проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и последующего проведения проверок.

Во-первых, вводятся три категории риска отнесения используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями земельных участков.

К категории среднего риска относятся земельные участки, предназначенные для захоронения и размещения твердых бытовых отходов, размещения кладбищ, и примыкающие к ним земельные участки и земельные участки, предназначенные для гаражного и (или) жилищного строительства.

К категории умеренного риска относятся земельные участки:

а) граничащие с землями и (или) земельными участками, относящимися к категории земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов, а также земель запаса;

б) относящиеся к категории земель населенных пунктов и граничащие с землями и (или) земельными участками, относящимися к категории земель сельскохозяйственного назначения;

в) относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения и граничащие с землями и (или) земельными участками, относящимися к категории земель сельскохозяйственного назначения;

г) относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения и граничащие с землями и (или) земельными участками, относящимися к категории земель населенных пунктов.

К категории низкого риска относятся все иные земельные участки, не отнесенные к категориям среднего или умеренного риска.

При этом установлена периодичность проведения проверок в отношении субъектов предпринимательства – правообладателей земельных участков в зависимости от категория риска.

Для земельных участков, отнесенных к категории среднего риска, — не чаще чем один раз в 3 года;

Для земельных участков, отнесенных к категории умеренного риска, — не чаще чем один раз в 5 лет.

В отношении земельных участков, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки теперь вообще не проводятся.

При этом срок проведения плановых проверок использования юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями земельных участков, отнесенных к категории умеренного риска, не должен превышать 17 рабочих дней.

Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, являющимся правообладателями земельных участков важно также знать, что отнесение земельных участков к категориям риска и изменение присвоенных земельным участкам категорий риска осуществляются решениями должностных лиц Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, одновременно по должности являющихся главными государственными инспекторами в городах и районах по использованию и охране земель и их заместителями. При отсутствии такого решения об отнесении земельного участка к определенной категории риска такой земельный участок считается отнесенным к категории низкого риска.

При этом любое заинтересованное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обратиться в Управление с целью получения информации о своем земельном участке на предмет отнесения его к той или иной категории риска. Такие сведения направляются юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю в срок, не превышающий 15 дней со дня поступления запроса.

Безусловно, все эти нововведения позволят значительно снизить административную нагрузку на бизнес, чья коммерческая деятельность в той или иной степени связана с использованием земельных участков.

Кроме того, применение такого подхода позволит увеличить процент охвата потенциальных нарушителей, представляющих непосредственную угрозу причинения вреда, и одновременно снизить нагрузку на подконтрольные субъекты, которые не представляют реальной угрозы причинения вреда окружающей среде, неопределенному кругу лиц, а также наиболее эффективно использовать материальные и организационные, кадровые ресурсы надзорных органов. 

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

40